Перейти к содержанию

sale50feb.webp

sale50feb.webp

komplekti_dec122024.webp

sale50feb.webp

friends_club.webp

sale50feb.webp

aurian_jan23.jpg

valdis

Схемотехника усилителей для электростатических наушников.

Рекомендуемые сообщения

Теперь на лампе KT66.

Почему? Есть они у меня.

Звук изменился. Почерк КТ безусловный. Если интересно, больше и лучше верха, но как-то с реверберацией, т.е. менее точно. Хотя хуже не стало точно. Лампы совсем новые, возможно с прогревом уйдет.

 

7af52d763d50.jpg


TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Здравствуйте!

Есть идея сделать трансформаторный двухтакт на прямонакалах. Фикс, стаб. накал.

6с4с 4ки есть подобранные.

Трансформатор присмотрел LL1692A-PP

В драйвер резистивный есть 6н12с, 6н30пдр, 6н8с, 6н9с, 6с5 подобранные.

Балансный выход цапа (митек)+-5В rms.

Стоит ли?

Конструкция выходит не детская.

Какие рекомендации?

Может кто готовил на прямонакалах усилитель для стакс?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@karnaser, я бы посоветовал собрать сначала на макете усилитель Витора на октальных лампах с вашими трансформаторами LL1692A-PP и драйвером Его сделать гораздо проще, чем городить фикс и стаб. накал для прямонакалов. Тем более вам не нужны входные фазоинвертирующие трансформаторы, если источник балансный. Если в итоге звучание очень понравится, то можно уже заморочиться.


TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В общем трансы буду заказывать.

LL1692A-PP, думаю более подходящие, чем ll1660-рр.

Для низов индуктивности достаточно.

По верхам лучше, чем 1660 будет.

+1,15 повышение не лишнее будет.

 

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А звучание, думаю, обязано понравиться, потому, как не могу оторваться от прямонакального динамического на 45 триодах с 800ми сенхами.

Изменено пользователем karnaser
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@karnaser, то что нравится на динамических наушниках может совсем не понравиться на электростатах. Там совсем другой звук нужен. Точнее другие критерии выходят на передний план. Например детальность, скорость, ровная АЧХ, отсутствие подкраса. Если этого не будет, то слушать наушники будет не интересно, на контрасте, конечно же. Все это одновременно сложно достичь на классической ламповой схемотехнике. Хотя усилитель Виктора в этом плане очень хорош.


TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Посоветую эту схему. Тот же усилитель Виктора, только немного улучшенный. Выкинуты все электролиты из катодов, но ООС от этого не появилась, благодаря такому их включению.

На схеме не показан защитный стабилитрон у полевого транзистора.

Выпрямительный мост можно заменить кенотроном, но тогда нужно напряжения побольше, вольт 300-340 на вторичке.

Схем_принципиальная.pdf


TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

8street,

А Вы какой транс на выход ставили?

Не могу выбрать между

LL1692A-PP и LL1660-PP.

Склоняюсь к первому, уже на них и счет получил у немцев jacmusic.

Потому как у 6с4с внутреннее много меньше чеп 6п6с, производитель не рекомендует переворчивать транс в своих схемах коммутации для РР, на высоких получше должен быть, повышение напряжениея на аноде никак не помешает.

 

 

И еще вопрос к сообществу:

Как правильно соединить катоды и запитать накал?

68a94d2689c2bcab50258e1dabf207ca.jpg

http://www.bartola.co.uk/valves/dht-push-pull/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насчет измененной и улучшенной схемы.

Если делаете усилитель для себя, то введите фиксированное регулируемое смещение выходного каскада, индивидуальное для каждой лампы. Для "реальной жизни" и облегчения подбора ламп по параметрам так будет значительно проще, и на звуке это скажется положительно. Насчет первого каскада - конденсатор в катоде желателен, во первых усиление с ним выше и выходное сопротивление каскада меньше, а, во - вторых он действительно "влияет на звук", поэтому для "аутентичности звуковой сигнатуры" :smile83: должен быть вполне определенной марки. Или, как вариант - в первом каскаде можно применить батарейное смещение (одна батарейка на оба канала), катоды в этом случае будут на общем, а звуковая сигнатура - максимально "чистая". :?:

 

Насчет 6С4С и питания накала постоянкой.

Посмотрите пристально на конструкцию катода и анодов, мысленно представьте распределение потенциала на нити катода, взгляните на ВАХ - и вы поймете, почему такой вариант в долговременной перспективе для 6C4C нежелателен. :notknow:

Питание накала прямонакалов постоянкой проходит "почти без последствий" либо для ламп с одним анодом, либо с низковольтным накалом, либо с двойным анодом, но с нитью накала, конструктивно представляющей две нити, соединенных параллельно или последовательно, но с отводом, как у этой лампы -->> (6A5G)

Изменено пользователем victorvvo

Делайте проще, усложнить всегда успеем.

Audeze LCD-3, Stax SR-404 Signature, AKM4499EQ DSD USB DAC, Apple Mac Mini i7+ Linear PS, ZEN Silver Monster Amp, 7N7+7C5 Transformer-coupled LCR Phonostage, Sylvania 6AG7+4300B PP Power Amp, Njoe Troeb CD Transport, Goldring/Lenco G-99 Vinyl Table with SME M2-12R Tonearm, Very High Purity Copper cables, Seas Thor Transmission Line  2-way Speakers

Мой блог https://www.easytubeamp.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@victorvvo, и @8street,

 

Виктор, попрошу у Вас помощи, как у автора схемы и у 8street, как у уважаемого DIYera.

Решил собрать усилитель "для себя" по схеме Виктора.

Выход у цапа (Мутек) балансный переключается +-5В или +-2,5В RMS

 

На выход есть:

 

6с4с - знаю, что не простая лампа, тем более в двухтакт.

Накал переменкой для Стакс точно не пойдет.

А постоянкой, многие пользуют. Перетыкают лампы по графику.

Организовывают автоматическую смену полярности при включении.

Но это не главное, главное, то что, поет две половинки в одной лампе,

А в двухтакте получится уже небольшой хор.

И для этого еще городить для нее 4ре стаба.

"+" то, что можно подать на анод напряжение 330-350 вольт, что в двухтакте с LL1692A-PP позводит получить до 400В RMS.

Ну и просто нравится мне как звучит усилитель на 45 прямонакалах (там правда один триод в баллоне).

 

Еще есть Tungsram EL6 (они же EL12) две подобранные четверки.

Подвернулись по случаю за недорого.

Красивые они очень c красненькими низами.

Вот характеристики:

EL6.pdf

У нее рабочий режим в триоде 250В, -10В, 40мА, Ri1,5кОм.

На выходе теоретически из двухтакта должно выходить 120*2=240В RMS.

По ней мысль была сделать однокаскадный

на вход поставить LL7901 1+1/2+2

На выход LL1692A

В такой конфигурации на выходе должно получится 275В RMS.

Все же меньше, чем у стаксовского SRM-006.

Можно и двухкаскадный, но хорошая 4ка межкаскадников стоит почти столько же сколько пара входных лундалов.

А плюсы какие?

 

Ну и 3й вариант купить 6п6с 4ку за 1000р, к ним LL1660, 4ку конденсаторов и в бой. Просто повторить схему с фикс смещением. Потом найти NOS лампы на замену.

 

В драйвер резистивный есть 6н12с, 6н30пдр, 6н8с, 6н9с, 6с5 подобранные.

 

Лампы 6с4с и EL6 в наличии. Драйверные тоже в наличии.

Хочу заказывать трансы, ну или трансы и конденсаторы.

 

И еще, не могу выбрать между

LL1692A-PP и LL1660-PP.

 

Помогите с выбором, пожалуйста.

Что посоветуете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@8street, а зачем там на плате уся что-то вроде пластырей наклеено? :?:


head-fi система: ПК - PPA USB - Solid One - HD800, HE6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Накал переменкой для Стакс точно не пойдет

почему не пойдет? я аж 3 каскада на прямонакалах без выпрямления запускал, все нормально было


Yamaha da202 - low pass filter - Grimshaw a1 - hd800, dt990vintage

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@OWL,

 

Многие жалуются на шум от накала. И это на АС.

Вы прямонакалы для стаксов готовили?

На каких лампах?

 

Может Вы поможете мне разрешить мою задачу?

Изменено пользователем karnaser

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Шум зависит от конкретного экземпляра, это как повезет, из десятка штуки две подобрать можно.

Плюс еще очень сказывается форма напряжения в сети, если чистая ровная синусоида

то фон не будет заметен, а если нечто между меандром/треугольником да еще

и несимметрично то тогда только выпрямлять.

Если нить накала толстая то тепловой инерции хватит, гораздо критичнее форма напряжения.

Я делал так - потенциометр проволочный ом на 10-20, по краям еще резисторы

ом 10-20 постоянные, и тогда можно более точно найти ту точку в которой фон минимальный.

В двухтакте по идее фон должен еще меньше получится.

С другой стороны нет такой огромной разницы в звуке с выпрямлением,

сейчас вообще полностью на стабилизированное питание перехожу,

надоело искать малошумящие лампы и сеть у меня дома совсем плохая.

На каких лампах делал не скажу, уж извините.

6н12с+2а3 хорошо звучать будут 100%


Yamaha da202 - low pass filter - Grimshaw a1 - hd800, dt990vintage

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@karnaser, я бы посоветовал трансформаторы LL1692A PP, у них допустимый ток побольше, если хотите на вырост для прямонакалов самое то. И с ними на макете поиграться. По поводу выходной лампы, ничего посоветовать не могу, EL6 и 45 не пробовал. Для начала сойдет 6п6с. Возможно вы с них никуда и не захотите уходить, т.к. их еще выпускают и они относительно дешевы. У меня такое было, что более старые лампы уступили новоделу в прозрачности. Правда старые были уже не первой свежести, но поделать с этим ничего все равно нельзя.

 

На вход трансформатор не ставьте. Имхо, он только вносит в звук свою нелинейность. У вас же источник балансный, сразу ставьте балансный регулятор громкости и подавайте сигнал на сетки ламп. Или если уж хотите на вход трансформатор, используйте трансформаторый регулятор громкости.

 

По поводу драйвера - все очень индивидуально. Макет поможет понять. В идеале все попробовать надо самому. Никакие советы тут не помогут.

 

Как правильно соединить катоды и запитать накал?

Если не заморачиваться то вариант 1. Если немного позаморачиваться со средней точкой, то вариант 2. Вообще-то теоретически этого не требуется, но я так никогда и не пробовал, поэтому точно сказать не могу. Тут нужен подбор сопротивления, чтобы потенциал средней точки накала лампы был равен 0. Варианты 3-6 не рекомендую.

 

Посмотрите пристально на конструкцию катода и анодов, мысленно представьте распределение потенциала на нити катода, взгляните на ВАХ - и вы поймете, почему такой вариант в долговременной перспективе для 6C4C нежелателен.

Не так страшен черт... Зато плюс от питания накала постоянкой очень заметен. Отсутствует любой шум от нити накала.

 

Насчет первого каскада - конденсатор в катоде желателен, во первых усиление с ним выше и выходное сопротивление каскада меньше, а, во - вторых он действительно "влияет на звук", поэтому для "аутентичности звуковой сигнатуры" должен быть вполне определенной марки.

Во-первых, если катоды плеч соединены, то переменный сигнальный ток через резистор автосмещения не протекает, поскольку он противоположен по амплитуде. Отпадает сама нужда в конденсаторах. А паразитные синфазные сигналы давятся паразитной же ООС. Очень удобно.

Во-вторых, какой тип и емкость конденсатора вы посоветуете? Пробовал Panasonic FM 2200uF, Nichikon KZ 220uF и 1000uF, Elna silmic II 3300uF, Black gate N 470uF, все это звучало хуже, чем отсутствие конденсатора.

 

8street, а зачем там на плате уся что-то вроде пластырей наклеено?

Это изоляторы, там внутри оплетка экранирующая. Не могу сказать, чтобы она сильно помогала, но не мешает точно.

 

Многие жалуются на шум от накала. И это на АС.

На статиках как-то меньше посторонние шумы слышны. Отношение сигнал/шум тут иное, чем у динамических головок. Но все равно, для успокоения лучше выпрямлять.

TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еще немного по лампам - 6v6/6п6 это очень хорошая штука, у нее нормальный

классический ламповый звук, приятный, теплый и т.д.

Если же делать на высоколинейных триодах типа 2а3 то может получится так что

звук в итоге слишком ровный, скучный, по началу будет вау! как чисто

и красиво, но количество музыки которую захочется слушать уменьшится.

Короче надо ставить конкретные задачи - для какой музыки делается, тогда

все очень просто и легко получится, я постоянно переделываю свои

усилители под конкретную музыку которую хочется слушать в настоящий момент.

Если делать по моей методике то конструируйте с максимально универсальным

блоком питания(и на анодное и на накал), все равно с первого раза не получится

идеально, а так хоть переделывать легко будет.


Yamaha da202 - low pass filter - Grimshaw a1 - hd800, dt990vintage

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Приветствую !

Недавно приобрел наушники Stax SR-407 и пока весь в предвкушении момента, когда смогу их послушать у себя дома :-)

 

Сейчас строю усилитель для них - двухкаскадный балансный усилитель - по 2 6П31С на канал. Режим - 60 мА х 260Вольт. 40 вольт смещение.

Нагрузка - резистор в аноде 6 кОм.

В драйвере - 6ж4 в триодном(Ку - ок 30-32).Также в балансном включении. Связь - конденсаторная.

 

Источник - ЦАП на AK4490, выдает балансный сигнал с амплитудой(каждого плеча) - 2,8 вольт(от пика до пика) или 1,4 амплитудного.

Либо - любой другой,небалансный ,подключенный через повышающий входной трансформатор(LL7903) - с его помощью формируется балансный сигнал.

 

Собственно в чем вопрос - 6п31с по ВАХ даже на максимальной амплитуде не выдаст разность потенциалов между статорами больше 390 вольт в пике (положительная полуволна = +185 В + отрицательная = -205).

 

Хватит ли этого для приемлемой громкости ?

В этой ветке я прочел как про применение ламп типа KT-66, так и то, что стаксы вполне звучали всего лишь от одной 6н9с на канал.

 

по ссылке ниже - ВАХ 6п31с в триодном включении.

http://audio.ring.lt/lempos/tubes/el36_6ps31_triod.gif

 

Спасибо !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хватит ли этого для приемлемой громкости ?

Вполне.

TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Даже с учетом того, что это абсолютный максимум ?

А то читал, что лучше 500 и более =)

 

И еще - безопасно ли подключать наушники прямо к анодам ? Питание двухполярное, нестабилизированное(правда там Г-фильтр с емкостью в 6000 мкф), так что на анодах 0 вольт постоянки, но там и сигнального тока мало не покажется.

 

Интересно - покрыты ли статоры изоляционным слоем с внутренней стороны. А то мало ли - усилитель будет горячим(4x 5ц3с+2х 5ц4с+4х 6ж4 + 4х 6п31с), вспотею и.... :burr::)

сухой воздух то,понятно, не пробьет.

Изменено пользователем lazybones

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если на статорах будет +/-10 вольт постоянки, то это безопасно. Если вы можете поручиться за свой БП и лампы при долговременном режиме, то делайте. Лучше, конечно, поставить трансформатор на выходе, заодно можно будет сделать однополярный источник питания.

 

500 вольт - это для маньяков. Просто это хоть немного гарантирует скоростные качества усилителя, но это совсем не обязательно.


TDA1541, KGSSHV Carbon, SR-009 and the music was electric

Продам Wa6Se maxxed.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поручиться за БП могу + я использую автосмещение(резистор общий для обоих ламп в дифкаскаде), это стабилизирует напругу. Лампы буду подбирать сам, и периодически следить за их состоянием.

И почему > +- 10 В постоянки это небезопасно, а 200 вольт переменки - норм ?

 

На счет скорости - я всегда думал, что для этого каскад должен мочь выдавать большой ток....

 

На счет трансформаторов - не люблю. Они не очень хорошо обращаются ни с амплитудой, ни с фазой сигнала. Даже у хороших моделей даташитные характеристики сохраняются лишь при строгих соответствиях сопротивлений на входе и выходе(не только резистивных, но и емкостных итд).

 

Впрочем, трансформатор на выходе будет - для переключения на колонки.На резисторах при работе со стаксами будет рассеиваться 20 ватт , поглядев на это я решил сделать возможность переключения нагрузки - "резистор + наушники" или "трансформатор + колонки".

Заказал Hashimoto HW-25-8.

Изменено пользователем lazybones

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На 407х громкости точно хватит.

Усилитель на одной только 6н9с это моя идея, но это как-бы просто игрушка а не универсальная вещь,

с ней да, громкости еле-еле хватает.

Насчет конденсаторов это уж сами смотрите, на звук в данном случае они меньше всего будут влиять,

резисторы гораздо больше слышны. Я пробовал и резисторы и дроссели и трансформаторы в аноде,

трансформаторы дают наиболее пластичный звук, но намотать хорошие очень сложно,

это надо прям целенаправленно этой темой заниматься долгое время.


Yamaha da202 - low pass filter - Grimshaw a1 - hd800, dt990vintage

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Так я как раз хочу без конденсатора. Напрямую статоры на анод, ради чего и городил двухполярное питание :-)

Впрочем попробую с разделительным и без. Оценю разницу.

 

Резисторы - Mills 12-ваттные. По 3 шт на лампу(рассеиваемая мощность - 21 вт) + на всех радиатор.

Лучшие из тех, что нашел на подобную мощность.

 

На счет трансформатора - подобный транс будет оч дорог, да и в чем преимущество подключения наушников через очень нелинейное устройство, если можно прямо к аноду?

 

А вообще спасибо, а то я весьма волновался по поводу громкости.

:-)

Изменено пользователем lazybones

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я электростатикой увлекся во многом из-за того что для нее не нужны трансформаторы,

правда тогда, лет 10 назад, это все для меня были лишь теории и чужие мнения,

вот прям слово в слово - "нелинейность", "хорошие трансформаторы это дорого и сложно"

и все такое прочее.

Преимущество трансформаторной связи в том что звук очень пластичный, текучий,

получается, звуковые образы массивные, плотные, объемные, а не просто точечные,

это надо самому попробовать, так на словах я понимаю это неубедительно выглядит,

детальность кстати ничуть не меньше, это тоже миф что трансформаторы дают

менее детальный звук.

Также очень важный момент это то что с трансформаторами можно использовать

абсолютно любые лампы, хоть какие редкие и дорогие, т.е. это просто выгоднее

в итоге получается, можно собрать однотакт с симметричной вторичкой

и надо только одну лампу на канал, ну и соответственно блок питания в разы проще

и дешевле.

В максимальной комплектации у меня одно время аж 3 каскада с трансформаторами

было и все на прямонакалах, но это конечно перебор, потом разобрал и железа

хватило на два других усилителя :)


Yamaha da202 - low pass filter - Grimshaw a1 - hd800, dt990vintage

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Пользуясь форумом вы соглашаетесь с нашими Условия использования.