Описание
1. Вступление.
Приобретение в свою систему 2-го ЦАП для проигрывания только Red Book с CD-проигрывателя в качестве источника, планировал уже достаточно давно. С типом определиться проблем не возникло, сразу решил, что это будет хороший винтажный мультибит, а вот конкретных моделей для рассмотрения было не так уж и много: Reimyo DAP-777, Dodson 217/218, Krell Studio, да в общем то и все.
Remiyo и Dodson - достаточно редкие гости на вторичке (причем не только на нашей), да и цена на них в среднем начинается от 3000 $ + в Dodson немного напрягала требовательность к хорошему качеству записей и некоторая аналитичность звука. Что же касается Krell Studio, то настораживали мнения, что кроме рока и металла, которые он отыгрывает на ура, все остальные жанры (вокал, джаз, классика, легкие жанры) - это все же не его конек. Хотя, в силу своих музыкальных предпочтений, это было не особо принципиально.
В какой то момент общаясь с Дмитрием (Dokken 666) узнал, что он продает свой цифровой тракт, и, в частности ЦАП. Близко с Бурместерами до этого сталкиваться не приходилось, но на то, что слышал или читал, нареканий не было. А учитывая, что владелец перешел на Burmester 870 с Krell Studio именно в силу универсальности первого, то решил попробовать данный вариант. И сразу скажу, что ни разу не пожалел
2. Схемотехнические особенности и внешний вид:
Информации в сети по данному ЦАП честно говоря не особо много. Даже точно не известно, какая микросхема используется, немцы почему то скрывают информацию об этом (с чипа сознательно стерта маркировка о PCM). Мануала и сервис-мануала также не нашел. Поэтому опишу достаточно кратко. Ну а далее, смотрим на фото внутренностей аппарата (может кто знающий и разбирающийся сможет дать больше информации).
Итак, ЦАП - Burmester 870, версия - MK I (есть еще MKII версия, которая, как говорят, достаточно сильно отличается от первой), год выпуска - 1988, чип - PCM53 (или PCM54), страна - Германия, сборка - HANDMADE (что уже внушает уважение), размеры аппарата - 48 х 27 х 9 см, вес - 9 кг.
Update: Немногого дополнительной информации от нескольких уважаемых форумчан:
1. С уверенностью 99% можно сказать, что в качестве цапов использованы 2 чипа PCM53JP-I или PCM53KP-I
2. Цифровой приёмник SPDIF - Sony CX23053
3. Цифровой фильтр реализован на мелкой логике и каких-то процессорах с затёртыми названиями.
4. Изобилие 74-й логики наводит на мысль о применении в ЦАП реклокинга, так как у приемника стоит кварц.
5. Выходной каскад ЦАП выполнен на дискретных элементах, что является большим плюсом.
6. Часть контактов у ЦАП позолочена.
7. Регулятор громкости "правильный". Не просто переменник, как это обычно бывает, а дискретный на отдельных резисторах и галетнике с позолоченными контактами.
Передняя панель аппарата выполнена из блестящей серебристой шлифованной стали (думаю, что сталь), толщиной 5 мм. Смотрится в живую потрясающе. Не забываем, что это дизайн 1988 года! К недостаткам такого варианта оформления можно отнести маркость передней панели к отпечаткам (хотя при аккуратном эксплуатации это не проблема) + трудности при фотографировании
Управление осуществляется 6-ю тумблерами на передней панели, также присутствует 24-х ступенчатая регулировка уровня предусилителя (также, присутствует функция предварительного усиления выходного аналогового сигнала)
По тумблерам:
1. LWL/Dig2/Dig1 - переключение входов ЦАП (2 коаксиальных и 1 оптический)
2. Dig. Filter - цифровой фильтр. С активным фильтром подача ЦАП более тяжелая, жесткая, "брутальная", что наверное актуально для тяжелых жанров, но мне все же больше понравился звук без фильтра. В общем, на любителя.
3. INPHASE - переключатель фазы, как понимаю. Какого то влияния на звук не заметил.
4. TUNER/CD - выбор источника
5. Monitor/Source
6. Rem/On/Off - включение/выключение аппарата. Rem, наверное "Reminder", также ожидание сигнала от другого устройства.
Задняя панель:
Силовой вход и тумблер питания. Аналоговые выходы: балансный и 2 не балансных (обычный и TAPE OUT). Если задействован TAPE OUT, то функции предварительного усилителя будут недоступны. Аналоговые входы: Tape In и Tuner In. Цифровые входы: 2 коаксиальных и оптический (Toslink) . Также на задней панели гордо красуется надпись "Burmester CD-Processor 870 Handmade in West Germany"
На обеих боковых панелях - длинные продольные прорези для вентиляции и отвода тепла, чего вполне хватает, так как в процессе работы греется ЦАП не сильно.
3. Звучание:
В качестве источника использовался CD-проигрыватель Philips CD304 Mk II с внешним ламповым клоком от Demograf (ECH3 Philips Miniwatt, 5Ц4М), усилителем выступал ламповый усилитель от victorvvo на лампах 6SL7 WGT Sylvania и 2A3-T Mark II Psvane. Наушники - Audeze LCD-3.
Если говорить в целом, то ЦАП выдает ровный, точный, чистый и детальный звук по всему диапазону частот. Общая подача у Burmester очень слитная и музыкальная, я бы даже сказал, что "смачная". Прекрасная динамика и тембральное разрешение. Звук у ЦАПа не студийный, хотя звучит он в целом ближе к нейтральности, но все же не совсем нейтральный, присутствует некий уклон в мягкость. Звук без какого-либо окраса, очень живой, благородный, выверенный, без мыла или, наоборот, резкости, с красивыми послезвучиями.
Хочется обратить внимание на передачу вокала. Он передается очень естественно, натурально и проникновенно, но при этом не выдаваясь как-то вперед общего музыкального полотна.
У ЦАП отличная детализация звука, слышны все инструменты, до нюансов слышны как нарастания, так и затухания + всевозможные пассажи. Но детализация не чрезмерная, какой-либо аналитичности и подчеркивания недостатков записи не наблюдается. Также можно сказать, что к плохим записям ЦАП относится достаточно лояльно.
Тембра очень естественные, бархатистые. Бас плотный, собранный, глубокий и четкий. Высокие - все четко, точно, как и должно быть.
С одной стороны аппарат достаточно музыкальный с привкусом хорошей махровой "винтажной аналоговости", с другой (этот момент еще для себя не понял до конца) - немного не понравилось ощущение некой вроде как суховатости подачи, хотя нет... наверное это все же не тот термин, так как сухим звук назвать нельзя ни в коем случае. Скорее присутствует некая элегантная сдержанность подачи звука. Но может причина кроется в том, что мое ухо еще не привыкло к подаче данного аппарата.
Если говорить о минусах данного аппарата, то, суммируя все, выделю следующее:
- Не трех- контактный, а четырех-контактный балансный выход. Как понимаю, было сделано для универсальности при использовании с техникой Burmester. Но при использовании с современной аппаратурой данный момент стоит иметь ввиду.
- Возраст аппарата. С одной стороны, в то время всю технику делали очень качественно, можно сказать, что на века. Но с другой - 28 лет, достаточно почтенный возраст. Возможно со временем может потребоваться профилактика.
- Кому то может не понравиться некая элегантная сдержанность подачи звука.
4. Заключение:
В целом можно сказать, что Burmester 870 - замечательный ЦАП, где всего в меру, все точно, четко, естественно и натурально. Также, отличный винтажный мультибит для проигрывания red book.
Ну и под конец фото, как внешнего вида усилителя, так и того, что внутри:
Рекомендуемые комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.