Перейти к содержанию
Авторизация  

Victor STH-2: прикосновение к истории.


Описание

Я чертовски долго думал, стоит ли писать обзор бюджетных наушников 60-х годов, у которых всего два владельца на весь форум – я и deeone, но потом осознал, что я чертовски долго думаю. Встречайте – Victor STH-2.

ВВОДНОЕ СЛОВО

 

Несколько слов о том, чем примечательна эта модель и как я вообще дошёл до жизни такой. Во-первых, наушники заинтересовали меня своим необычным возрастом. Только вдумайтесь: этому прибору через два года стукнет полтинник! Во-вторых – тем, что не взирая на "во-первых" достались они мне в состоянии новых, я забрал их у продавца в коробке и даже с японскими чеками. В-третьих – продавец хотел выручить за них весьма небольшую сумму денег, с которой я был готов расстаться исключительно ради удовлетворения собственного любопытства (речь, кажется, шла о двух тысячах рублей).

 

И, конечно, самое главное – я ещё до покупки выяснил, что их недра скрывают 70мм бумажный динамик! Так вышло, что первый опыт взаимодействия с великими и ужасными ТДС-1 (которые, как знают все форумчане, успевшие посвятиться в пионеры, также оснащены бумажным излучателем) я получил лишь за пару месяцев до покупки японцев. Советские наушники я купил на запчасти (мне было нужно их оголовье), но, разумеется, не преминул их послушать до разборки. Ничего кривее я в своей жизни не слышал, признаюсь честно, однако попытка послушать в ТДС-1 несколько архивных оркестровых записей неожиданно исполнила меня воодушевлением. Деревянные духовые бодрили и звучали вполне убедительно. Собственно, именно в этот момент я и загорелся получить в коллекцию какую-нибудь древнюю модель головных телефонов (надеюсь, что в свете обсуждаемого контекста меня за эту фразу не заклюют даже те, у кого на неё аллергия), оснащённых динамиками из бумаги и произведённых известной фирмой. Как вы уже поняли, таковой случай ждать себя не заставил.

 

СПЕЦИФИКАЦИИ

 

Тип наушников: закрытые. Сопротивление 8 Ом. Динамик 70-мм (бумага). Заявленные искажения <=1% (технофетишисты могут расходиться). Заявленная полоса воспроизведения частот 20Гц-20кГц. Графика АЧХ в Интернете я не нашёл; надо бы смотаться в подходящее место и сделать таковой для истории, но руки уже полгода как не доходят, за что прошу меня извинить. Остальные характеристики есть в паспорте - сфотографирую его, как превозмогу лень.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

Наушники выпускались с 1968-ого по 1976-ой год. Мне достался экземпляр первого года выпуска. Стоимость наушников на старте производства составляла 3500 йен, при этом курс йены с 1949-ого по 1971-ый год был жёстко привязан к доллару и был следующим: за один тогдашний доллар давали 360 йен. Много или мало просили японцы за свои наушники – судите сами. Примечательно, что предшествующая модель фирмы ­­– STH-1 (производилась с 1965-ого года) при той же стоимости была оснащена передовыми на то время динамиками с куполом из майлара. А вот STH-2 инженеры решили сконструировать на основе консервативных бумажных драйверов.

 

ВНЕШНИЙ ВИД, КОНСТРУКЦИЯ И ЭРГОНОМИКА

 

Чаши наушников сделаны из плотного белого глянцевого пластика, типичного для той эпохи. Здесь вспоминаются вариации на тему фенопласта – бакелит, карболит – я не силён в химии, но тактильные ощущения, связанные с этими материалами всем, полагаю, знакомы. Из подобного материала, но уже чёрного цвета выполнен и корпус джека. Пластмасса качественная, цвет с годами не потеряла. Односторонний провод в полимерной оплётке традиционно подведён к левой чаше. Интересно, что закреплён он жёстко – металлической скобкой. Во избежание повреждений провода место зажима усилено накладкой из прозрачного полимера – недорого, но аккуратно и вполне эстетично. Оголовье наушников стальное, имеет двойные нераздвижные обручи и обшито тонкими полосками кожи (возможно, кожзама). Под обшивкой одного из обручей пропущен провод, идущий к правой чаше. Сами чаши обладают свободным ходом по всем осям и легко подстраиваются под голову владельца. Оригинальный механизм регулировки чаш по высоте работает за счёт силы трения – никаких зажимов (винтов, "трещотки" и подобного) не предусмотрено. Амбушюры виниловые, поролон внутри давно истлел, но форму материал пока держит. Их демонтаж представляется затруднительным делом, так что внутрь я пока не забирался, хотя мысли заменить набивку меня, разумеется, посещали. Сами амбушюры довольно глубокие, охватывающего типа – мои уши помещаются внутрь целиком, однако обладатели больших ушей в своих попытках заправить их внутрь конструкции могут не преуспеть и прибор перейдёт в разряд накладных. Под амбушюрами видна перфорированная металлическая пластина, которая защищает и демпфирует динамик – типовое решение для наушников рассматриваемой эпохи и конструкции. Пластина находится глубоко и уши с металлом не контактируют, здесь всё продумано. Внешняя сторона каждой чаши украшена наклейкой из фольгированной бумаги с логотипом фирмы и надписями "LEFT" и "RIGHT".

 

К удобству использования есть вопросы. Наушники довольно лёгкие, однако по своей конструкции – это типичные "присоски". Пружинящее оголовье с силой прижимает чаши к голове слушателя, а разгорячённый контактом с кожей винил "герметизирует" все "стыки" между наушниками и головой. Да и само оголовье, как я писал выше, не регулируется и его дуги могут ощутимо давить владельцу на его владельческое темя.

 

Резюме: за дизайн и сборку твёрдая "пятёрка", а вот за эргономику с точки зрения пользователя больше трёх баллов начислить сложно.

 

ЧТО ВНУТРИ

 

Свои наушники я, как уже писал выше, разбирать не стал, но нашёл в Интернете все нужные фотографии. Ссылка на японский сайт, с которого я их утащил, находится в самом конце обзора. Японцы довольно увлечённо обсуждали динамик и выдвигали предположение, что магнит головки сделан из сплава AlNiCo, но на техническом уровне я, увы, беседу поддержать не в силах.

 

tutorials-4697-0-51016000-1458842102_thumb.jpg

 

tutorials-4697-0-15443800-1458842122_thumb.jpg

 

tutorials-4697-0-70989400-1458842144_thumb.jpg

 

ГАЛОПОМ ПО ЧАСТОТАМ

 

Признаюсь, что ключевой вопрос, который занимал меня до первого подключения наушников к домашней системе был связан с низкими частотами. Басят, или не басят, – думал я, с некоторым скепсисом вспоминая архиспецифическую подачу ТДС-1, которая заключалась в бессовестном игнорировании любых НЧ практически до самой границы нижней середины. К счастью, в этом аспекте японцы показали себя с лучшей стороны. Нижнего баса предсказуемо нет, но в диапазоне 50-100Гц мембрана уже вовсю пытается воспроизводить звуки и даже примешивает их к общей музыкальной картине. Дальше нижние частоты идут по нарастающей и верхний бас ощутим уже в полной мере. Он сдержан, отчётлив и в меру проворен, так что наушники отнюдь не пасуют даже перед некоторыми динамичными вещами, адекватно донося до слушателя их энергетику. Бас находится в сильной зависимости от плотности прилегания наушников к голове слушателя и норовит ускользнуть в любую щель, в любой зазор. Так что довольно грубая конструкция наушников не случайна – без надлежащего прижима наушники превращаются в подобие ТДС и с этим, увы, ничего не поделать.

 

Середина не балует линейностью и прозрачностью. По характеру звучания на СЧ наушники определённо напомнили мне своих бюджетных праправнуков – небезызвестную здесь модель JVC/VICTOR HA-RX700 c характерным акцентом на нижней и центральной середине и спадом на верхней части этого частотного диапазона. Звук, соответственно, густой и наполненный. Голоса обретают телесность, инструменты – основательность. Цена этим достижениям в рамках подобной трактовки известна – наушники звучат глуховато, а на некоторых записях и вовсе начинают работать в качестве эквалайзера, преображая их чрезвычайно. Замечу, что вокал наушники подают хоть и отстранённо, но вполне разборчиво.

 

Высокие частоты оставляют смешанное впечатление. Наушники пребывают на тёмной стороне силы и способны укротить даже самые бессовестные сибилянты. Железо подаётся небезынтересно, хотя, пожалуй, слишком уж нежно; да и протяжённости вверх высоким частотам откровенно недостаёт. Но в комфортности подачи этим наушникам не откажешь.

 

Уже после написания этой главки обзора, я натолкнулся на заметку японского владельца Victor STH-2, который использует с наушниками нижеследующие установки эквалайзера. На мой слух японец определённо переусердствовал с настройками, но вектор приложения его усилий мне более чем понятен:

 

tutorials-4697-0-03737300-1458842190_thumb.jpg

 

ПОСТРОЕНИЕ МНИМОЙ СЦЕНЫ

 

Звучание наушников близкое, но вынесено из головы. Victor STH-2 очень любят центр, максимально правдоподобно наполняя и насыщая его КИЗ, а с переферией работают уже по остаточному принципу, при необходимости как бы нехотя закидывая отдельные инструменты на воображаемые фланги. Но от центра они всё равно отрываются без желания, так что звуки практически всегда идут на слушателя либо спереди, либо спереди-сбоку, даже если некий инструмент по задумке звукорежиссера или прихоти судьбы играет в далёком углу настоящего концертного зала, а то и вовсе звучит в одном канале. Для наушников-ровесников "Пражской весны" – более чем неплохо, полагаю.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

 

В аудио-кругах уже давно укоренился штамп "жанровой предрасположенности". Считается, что если неким наушникам хорошо удаётся воспроизведение хип-хопа, то пред изящными жанрами они спасуют. И наоборот. Применительно к Victor STH-2 могу сказать следующее: удовольствие от прослушивания музыки в этих наушниках существенно в большей степени зависит от специфики записи, нежели от её жанра. При этом замечу, что современные записи с обилием инструментов, голосов и звукорежиссерских изысков наушники, конечно, губят. Это в равной степени относится к исполнителям любого жанра. И technical death metal, и записи БСО, и бедный по содержанию но могучий по части НЧ dubstep будут звучать одинаково убого, хотя и по разным причинам.

 

А вот с музыкой, авторы которой не делали ставку на карту технического совершенства и многообразия спецэффектов, нас ждёт немало приятных открытий. Архивные записи? Я с большим удовольствием слушаю в них Утёсова и у меня не возникает непреодолимого желания поменять их на Beyer DT48, которые лежат на столе рядом. Да и более сложный материал, вроде головановской записи 6-ой Симфонии Чайковского (1948-ого года), наушники воспроизводят вполне симпатично, хорошо передавая фирменную дирижёрскую манеру. Рок-музыка? Да, здесь тоже можно найти немало записей, которые Victor STH-2 отыграют интересно. Вариации на тему готик-рока в исполнении Cinema Strange звучат самодостаточно и динамично. От голоса моей любимой Anja Orthodox из Closterkeller я тоже получаю большое удовольствие. Black Metal? Это не шутка, бумажные динамики полувековой давности способны поладить и с Дьяволом ­– Burzum, Furze и Kvist звучат превосходно! Индастриал? Многие композиции знаковых для меня Einstürzende Neubauten звучат очень хорошо. Этническая музыка? Ambient? Сколько угодно: Halo Manash, Urna Chahar Tugchi, Gyuto – в Victor STH-2 всё это можно слушать с нескрываемым интересом.

 

Специфический, но важный момент: наушники любят сравнительно высокую громкость. С их АЧХ "поддать газку" – не проблема, можно вытащить на комфортный уровень громкости даже сильно проваленный женский вокал, при этом ни НЧ, ни ВЧ раздражать слушателя не будут, ибо они убраны и вовсе на задворки :)

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

 

Винтажные наушники, которые в ряде случаев и сегодня способны не просто служить украшением интерьера, или числиться модным аксессуаром в гардеробе хиппстерши, а радовать владельца музыкой. Стать основными даже в недорогой системе они смогут едва ли – уж слишком они капризны к записям, да и требования к усилению у них нешуточные. Люди с высокой чувствительностью к искажениям и вовсе не смогут их слушать, ибо... есть в их звучании то сложноописуемое маслянистое нечто, что неизбежно сопровождало любую музыку, которую воспроизводил мой первый ламповый усилитель – Laconic HA06 (именуемый здесь "паровозиком"). Но для всеядного и любопытствующего меломана, не слишком требовательного к технической стороне звучания, они могут стать во всех смыслах желанным подарком.

 

Остальным – в недоумении проходить мимо. Здесь нет истории про "на грош пятаков", нет плача на тему "раньше деревья были выше и зеленее". Здесь есть просто история – живая и самоценная.

 

Фотографии внутреннего вида прибора утащил вот отсюда, спасибо японским товарищам по увлечению:

http://minkara.carvi.../blog/31860739/





Рекомендуемые комментарии

опять многабукоф. с нч и вч должны быть проблемы, со сценой еще. динамики можно поставить в колонки или радио, остальное - донор. тлз - есть?

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фундаментальный труд. Как минимум на докторскую тянет.

 

Если только колбасу :) Докторскую за конвертацию субъективных впечатлений в текст на моей памяти ещё никому не давали.

 

Что печалит, конечно :D

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

опять многабукоф. с нч и вч должны быть проблемы, со сценой еще. динамики можно поставить в колонки или радио, остальное - донор. тлз - есть?

 

Динамики не трожь, они на своём законном месте! Говорю же: ТДС-1 сабжу слили напрочь. ТЛЗ имеется, без него в нашем деле никуда. К остальному вот есть более или менее острые вопросы, это правда.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тдс-1 это позор, но с шикарным оголовьем! с тдс-8 сравни. они веселые, хотя весь тлз был сконцентрирован в тдс-3.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Добавить комментарий

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация

By using this site, you agree to our Условия использования.