Еще о честности и достоверности в музыке.
Пожалуй стоит еще пару слов добавить.
Если все померить и расписать формулами, опираясь на науку (которая, как известно из истории, постоянно отказывалась от своих старым аксиом в угоду более прогрессивным), то все просто: есть исполнение, запись этого исполнения, воспроизводящая аппаратура и конкретные хоть и уникально-индивидуальные уши. И если как следует поднатужиться, то будет честное, правдивое звучание.
Полагаю, ускользает главное . Нужно смотреть на этот вопрос шире. Еще шире.
Наушники, конечно, вполне конкретная законченная вещь, но сами по себе они никакого отношения к музыке (я вроде как о музыке пытаюсь говорить ) не имеют – это лишь несколько деталей из пластика, метала и дерева. Можно сколько угодно перечислять их характеристики, учесть абсолютно все и, тем не менее, все это не имеет никакого отношения к достоверной передаче музыкального произведения.
Поясню свою мысль на примере.
Моё увлечение барочной классикой возникло совершенно спонтанно. Мимоходом я где-то услышал знаменитую «Дьявольскую трель» Тартини. Музыка настолько попала в меня, что я начал рыть инет и в конце-концов узнал, кто автор и как называется то, что я слышал. Быстренько скачал и с наслаждением послушал. Баера 880 про и Лехман. Было ли звучание музыкального шедевра достоверным? Конечно нет. Тракт со временем менялся и превратился в тот, что я имею, но и сейчас звучание «дьявольской трели» не идентично оригиналу! А теперь забываем про технический момент…и смотрим шире.
У меня на винте почти десяток исполнений этой замечательной сонаты. И все исполнения разные. Где же правда? Кто из исполнителей ближе всех приблизился к замыслу гениального Джузеппе Тартини?
Смотрим еще шире.
По легенде к Тартини во сне явился дьявол и исполнил эту самую трель. Проснувшись музыкант бросился записывать ее, пока она не истерлась из памяти. Но то, что он сумел написать, было лишь жалким подобием той музыки, что играла во сне.
Так где же правда? сам автор признавал, что «это не то».
А можно посмотреть еще шире. Но тогда это уже не будет разговор о музыке…
Ну и, разумеется, все имхо. Никому ничего не навязывается.
Все эти технические смыслообразования конечно нужны, без них никуда.
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии