Перейти к содержанию

aurian_jan23.jpg

Авторизация  

Koss PRO/4AA – рок-фетиш


Описание

Обзор наушников Koss PRO/4AA

Koss PRO/4AA – рок-фетиш

 

Тип наушников Закрытые

Тип подключения Проводное

Диапазон частот наушников 10 - 25000 Гц

Сопротивление наушников 250 Ом

Чувствительность наушников 95 дБ

Начало выпуска – 1970-й год. Не стану цитировать старые рекламные буклеты. Напишу о своих современных впечатлениях.

 

Наушники, единственные в своем роде. Они больше ни на что не похожи (ну, разве что, на авиационную гарнитуру, реминисценцией которой они и являются).

 

Нержавеющая сталь, сияющий хром, звонкий и тяжелый пластик с тиснением под кожу, резина, и черный лоснящийся винил, гибкий и тяжелый, похожий на хлыст, витой провод, растягивающийся до 5-6 метров, блестящий винт для крепления микрофона.

 

Велика вероятность, что именно эти наушники слушал в юности Ваш отец или даже дедушка. Они не ломаются сами по себе, их можно только сломать специально, (подключив в розетку, например).

 

Весят больше килограмма, ими вполне можно убить, если хорошо размахнуться. Громадные динамики с механическим демпфером на дюймовой резьбе. Звучание больше всего похоже на секс из фильма Забриски Пойнт: это одновременно и утонченность, и грубость. И надрыв, и нежность. Это скорее своенравный музыкальный инструмент, для того, чтобы чувствовать эпоху.

 

Да, наушники играют разборчиво и детально, но это детальность отбойного молотка, парового молота, копра для забивания свай, карьерного экскаватора, или могучего тепловоза, который медленно и аккуратно сдвигает с места тысячетонный состав с железной рудой.

 

Всегда хочется сделать громче: это наушники нигилиста – им «всегда мало». Уши начинают болеть раньше, чем начинается перегрузка, - которая проявляется в том, что мембрана стучит прямо по уху через решетку. При ударах по барабану наушники прыгают на голове. Мочки ушей дрожат вместе со струнами бас гитары. Соло гитара, клавиши, голос – все врезается. Как грохот, как раскаты грома, как лавина, как визг тормозов, как тепловозный гудок. Ни одни наушники так больше не умеют. Средние частоты напоминают звучание ортодинамических наушников яркостью и детальностью. Бас взят откуда-то из области, которая в наушниках себя обычно не проявляет. Такого нет, например у Sennheiser HD580, с которыми приходилось сравнивать. Коссы играют менее чисто, чем ТДС-5 и 15 и 7 в области средних и высоких частот. Однако, если сравнивать низкочастотную область, то ортодинамика это как пустое ведро, а косс – как целая цистерна огромного, разнообразного, смоляного, иссиня-черного гудрона. Да, бас похож на каучук, гудрон, которым наушники стреляют по слушателю. Этакий пулемет. Об этом, впрочем, уже писали.

Стоит отметить, что без родных амбушюров эти наушники – ничто.

Эти старые наушники одеваются, как мотоциклетный шлем для того, чтобы в них можно было спать в постели. Подушка не сдвигает их с ушей. С головы они не падают, ни при каких обстоятельствах. В них ничего не слышно со стороны, никаких шумов, глухо как в танке. Этакий танк, в который поставили сабвуферы. Все кто пишут, что наушники неудобные – дистрофики со слабой шеей. С новыми амбушюрами наушники сидят исключительно удобно, никак не давят, их можно слушать часами. Крупному мужчине вес наушников безразличен – взгляните на счастливые лица владельцев.

Без усилителя эти наушники не звучат. Да, они могут весьма приятно пищать даже от айпода. Но это не они, это как ветерок, по сравнению с тем ураганом, на который наушники рассчитаны изначально. Идеальным вариантом усиления я, вслед за Раулем Санчесом, считаю винтажные японские усилители.

Как таковой сцены у наушников нет. Слушатель находится чаще всего на самой сцене, рядом с комбиком гитариста, или прямо держа гитару в руках. Такое ощущение, что пол ходит под тобой, и легко запутаться в проводах. Солист вот он, рядом, но ударные громче, от бешеной работы перкуссиониста слышно, как движется горячий, накаленный лампами и софитами воздух.

 

Наушники без существенных изменений выпускаются по сей день.

Для них существует 2 версии динамиков на 250 Ом и одна версия на 600 Ом. Обе рассчитаны на прямое подключение к клеммам усилителя, для этого продавался даже специальный переходник.

Особенности динамиков протестированы на одинаковом оборудовании (хай-фай класса) после чистки и ремонта, с новыми фирменными амбушюрами.

 

Тестирование производилась на основе прослушивания:

Jimi Hendrix, Black Sabbath, Kiss, Deep Purple, Led Zeppelin, Judas Priest, Shocking Blue, Pink Floyd, Beatles, Rolling Stones, Scorpions, Kingdom Come, Yello и др.

 

Первая версия (катушка внутри магнита) – белый или черный пластиковый корпус с магнитом наибольшего диаметра, стоит вокруг катушки. Демпфер в виде болта с поролоном по центру. 4 отверстия для оттока воздуха под самой катушкой. Особенности звучания: больше верхнего баса, середина очень яркая, высокие частоты несколько смягчены. В целом, звучание первой серии я склонен считать более правильным. Необходимо отметить удивительную особенность: очень долгие затухания. Я не могу понять, где у этих динамиков резонансная частота. Похоже, что она охватывает очень большой диапазон, где-то от 80 Гц до 2000 Гц.

Внешне (если не разбирать наушники) первая версия отличается тем, что решетка (линза Френеля), если заглянуть внутрь, – имеет 4 ножки.

 

Вторая версия (магнит внутри катушки) – черный или серый пластиковый корпус с металлическим прижимным кольцом. Три отверстия для оттока воздуха внутри рамы динамика. Магнит меньшего диаметра стоит внутри катушки. Демпфер устроен из пористой резины, прижатой пластиковой шайбой. Устрашающий по напряженности и плотности нижний и верхний бас. Середина мягче, высокие чище и их больше. Однако, в целом, звучание второй версии – менее удачно. Оно более глухое, как бы притупленное. Важно заметить, что корпус второй серии дополнительно демпфирован легким поролоном, что намекает на некие недостатки. Кроме того, звучание второй версии кажется еще более «близким».

 

Линза Френеля у второй версии имеет только 2 ножки. В остальном, наушники отличить невозможно. Хотя, стоит отметить, что вначале 70-х, лейбы Косса на чашах были более крупными, а оголовье имело металлические упоры. В 1974 г. упоры стали пластиковыми.

В разные годы выпускались наушники с различными версиями динамиков. Для 1970-1974 гг. – только первая версия. В 1974 стали ставить вторую версию, параллельно с первой. Наиболее часто вторая версия встречается в 1978-1984 гг.

 

В настоящее время, при производстве наушников используется конструкция первой версии, но с облегченной мембраной с титановым напылением, или без оного. Звучание должно оставаться таким же.

 

Конструктивно, динамики данной серии серьезной отличаются от многих прочих конструкций 70-х годов тем, что при сходном размере мембран, катушка имеет наибольший размер. Динамик имеет минимальный внутренний объем (между мембраной и рамой), его ход очень маленький. Катушка же просто огромна. Мембрана фигурная, толстая, прочная, рифления на ней нет. Динамик полностью разборной. При должной сноровке можно пересаживать мембрану с одной серии на другую, однако, можно легко отломать «усы» от катушки, поэтому, следует делать это очень осторожно. Все можно видеть на картинках более подробно.

 

Новые амбушюры больше всего похоже по ощущению, на молоденькие женские ручки, или ножки (это уж кому как больше нравится). Уши охватывавются плотно и нежно.

 

Наушники можно купить у официального дилера Косс где-то за 120 долларов. На ибее цены начинаются с 10-15 долларов. С доставкой это 35-40 долларов. Состояние обычно ужасное: трещины, следы ремонта, оборванные провода, пожелтевший пластик, динамики разных серий с разболтанными мембранами или обрывами катушки. Гнилые медные провода. Слипшиеся или окаменевшие амбушюры. Из 10 экземпляров можно отобрать 2-3 нормальных, из которых собирается один сногсшибательный. Мне, честно сказать, дорого стоил такой подбор. Но я им доволен.

Наушники очень легко и просто разбираются, чистятся, моются.

Идеальный вариант демпфирования – заводской. Любым кручением винтов настройки можно навсегда сбить оригинальные тембра. Звучание, впрочем, получится настроить под себя. Но тот самый «рок» может потерять часть спектра, стать или слишком глухим, или слишком острым.

 

Впрочем, я не знаю, кому в наши дне нужны эти наушники, кроме «упоротых» фанатов старого рока: они переваривают далеко не все жанры. Классику в них слушать тяжело, это целый труд. Они слишком яркие, слишком живые. Единственное что в них можно услышать везде – это насколько разнообразны оттенки экспрессии, насколько разной бывает гроза, и каким сильным бывает надрыв чувств на рок-музыке. Да и в музыке вообще. Все инструменты звучат подчеркнуто, выпукло, навязчиво, назойливо, подавляют. Это порождает необыкновенные эффекты: воистину, реверберации, послезвучия, хаос, какафония – оказывается не менее насыщенной, чем вычурный текст. Это какое-то барокко, какой-то постмодернизм, что-то заведомо извращенное и неправильное, но этим и особенное. Ноты как-то особенно вползают в уши. Солист всегда на втором плане – соло гитара и барабаны заглушают его, голос теряется в хтонических, потусторонних ритмах. Хотя, не спорю, для хипстера будет интересен и необычный внешний вид.

 

Треклист для теста может выглядеть так:

Shocking Blue - Daemon Lover – вибрирующая, тонкая, стеклянная гитара слева. Более плавная – справа. Бас, как ровные ступеньки, как танец. Голос Маришки Вереш, сначала, как у школьницы, нежный, а потом резко – большой, объемный, почти плачущий. Потом гитара справа становится все более железной, витиеватой, пронзительной. Ударные все тоньше и искуснее. Слышно каждую примочку, каждый удар по струнам, шорох одежды, дыхание, воздух и эхо студии. И так далее. Можно слушать бесконечно, находя каждый раз что-то новое. Пропадает разница между записью и слушателем, это единое целое.

Uriah Heep – Gypsy Queen. Гитара рычит справа, а эхо рыка - слева. Потом слева бас, огромная бочка и пронзительное соло Бокса. Должно возникать ощущение совершенно отдельного звучания всех инструментов, при этом, в целом, весь Хип должен быть похож на огромное катящееся колесо. Хип весьма надрывный, и никогда не кажется легче того же Цеппелина. Сказка о цыганке становится явью.

Black Sabbath Confusion. Гитара раздваивается, и, с разницей в четверть тона, сонет человеческим голосом, слегка вибрируя. От этого возникает мороз по коже приблизительно такого рода, как если бы на вас вдруг внимательно посмотрел рядом стоящий грузовик.

Rolling Stones - Paint it Black. Ударные тут не играют, они насмехаются. Бочка идет в такт с бас-гитарой, тяжело подпрыгивая. Это какой-то фарс в стиле Эдгара По. Это портрет Дориана Грея. Отверстые рты зияют, пропахшие кокаином пальцы странно, потусторонне ласкают ситар. Джаггер – тяжелый, обозленный наркоман, его пластика – одновременно и голос и танец. Это едино. Бас-гитара потом проваливается, как что-то огромное, как плоть, как тело, еще ниже, гуляет в самом низу, "под ложечкой". Джаггер теряет почву под ногами: аффекты выражают себя в музыке. Это и красиво, и страшно. Бас – это всегда плоть.

Iron Maiden - Where Eagles Dare. Страх высоты. Образ застывшего ужаса. Опера на сцене театра, изображенного Хайнцем Гигером. Две гитары, то в унисон, то раздельно, как непрерывность. Барабаны как пульс, как аритмия. Эхо как впечатление от пропасти.

Judas Priest. Sad Wings of Destiny. Добро пожаловать в ад. Здесь нет неба. Все звуки упираются в сводчатый потолок, освещенный отблесками то факелов, то костров. Дышать нечем, просто кошмарные сны. Джек Потрошитель наверняка также брался за свой тесак, как сейчас звучит гитара. Его сердце точно также билось в бешеном ритме, когда он шел и выслеживал… И вот он, вот он является из тьмы. Не просто он сам, но сначала шорох плаща, затем шаги, и только затем, крик, стон. Никогда не поворачивайся спиной!

Led Zeppelin Lotta Love. Жаркий американский юг, дельта Миссисипи, - как будто, она в Англии, и это старая Темза. Картонная коробка, четырехгранник тесного и затхлого паба. Гитара слева, она телесна, как само желание любви к молоденькой девушке. Когда же гитара перемещается направо, комната приобретает пол, потолок и стены из железобетона. Она вибрирует по углам, как паутина, от ветра. А ветер – от танца тел, слившихся в экстазах и пароксизмах безудержной любви. Голос Планта смеется, гуляет, он то черный, то белый, то мужчина, то женщина, он одновременно и то и другое, - он есть акт и сцена ощущений и соков.

Led Zeppelin – Bring It On Home. Снова, жаркий юг, даст боул, великая депрессия, начало 30-х. Ветер гоняет перекати-поле по прериям, засыпаемым песком. Где-то Рузвельт начинает стоить плотины. Виден дым от идущего вдалеке поезда. Плант поет голосом черного. Гитара Пейджа нарочно перегружена с приглушением. Она, - грозит неверной жене. И вот она – неверная жена. Вот она, развратная, вот ее образ, и вот муж на деревянной ноге, возвращается. Гитара вгрызается в уши, также, как костыль скребет и стучит по дощатому полу хижины. Все та же тема плоти.

В общем, этого больше нигде не слышно просто так. Это нужно ощущать. Когда поет Joan Baez, например, можно сосчитать сколько раз она делает голосом «вибрато» в конце каждого такта. Можно посчитать то же (количество затуханий) и у бас-гитары. При этом, никакие эмоции не могут потеряться – они все на поверхности.

 

Итог. Следует помнить, что такой звук может существенно не нравиться. Это определенная подача, это вкусовщина, это неправильно. Лучше купите себе Sennheiser. Там этого не будет. Зато бум-тыц будет слушать спокойнее. Да и вообще, крови кипеть уже не годится, в наше меркантильное время.

 

Пост-скриптум. Современную попсу слушать невозможно, впрочем, как и выхолощенный, мертвый, издохший рок. Чувствуется, как наушники преподносят бездушность - бездушной. ИМХО.

 

 

Впрочем, вот отзыв Снорри

 

Притащили мне тут KOSS PRO 4АА.

Послушал, померил. Звук вполне годный. Со "сценой" только вот беда, сказывается заметная разница каналов. Но вероятно при определенном везении можно найти удачный экземпляр, который будет уделывать многие современные топы.

Если интересно - вот измерения.

Мои придирки:

- разница каналов

- сильный спад после 15 кГц на одном канале.

А так - тональный баланс напоминает из топов Аудезы, но детальность похуже и со сценой беда.

 

 

Хорошее зарубежное описание реставрации этих наушников

 

http://www.justblair...estoration.html

 

 

DEG.jpg588321270_o.jpg

 

 

479517734_o.jpg

 

 

IMG_3233.jpgIMG_3240.jpgIMG_3803.jpg

 

Driver_Signal_Termination.jpgIMG_3238.jpgIMG_3797.jpg

 

fones_tipo_beats_koss_pro_4aa_profissional_MLB_F.jpgIMG_3801.jpgIMG_3819.jpg

 

IMG_3236.jpgIMG_3800.jpgIMG_3816.jpg

IMG_3799.jpgIMG_3804.jpgIMG_3809.jpg

IMG_3813.jpgIMG_3807.jpg

 

Старые весят 539 г.

 

Старых динамиком валом, из них только 2 полностью нормальных (пока не продаю, оставил про запас). Остальные ремонтные или полная некондиция. Проще с ибея заказывать дешевые варианты с рабочими драйверами. ИМХО.

 

Еще несколько картинок, который показывают характеристики, некоторые неисправности и то, как снимать амбшюр. Белый динамик - апрель 1989 года. Черный - 1982 г.

 

f42d4641263at.jpgd443091db416t.jpg0531515f4c32t.jpg

 

ddb3641f80f0t.jpg80dada79a9fct.jpg

 

 

508ea46d893bt.jpge9747e13b05bt.jpgcfeaae80a419t.jpg

 

 

4c519fa64c54t.jpg9264f1395367t.jpga5fa1d6f6664t.jpg61c4854fc5det.jpg065d91a56321t.jpg9b1059ee7a4et.jpg

 

277380147b5at.jpg10265820fb03t.jpgce3703c94c25t.jpg

 

 

fecb4dc6614et.jpg823f6c566aeet.jpg543e9fde8e8dt.jpg

 

205b6f4cfb34t.jpg3ae2cdd08da3t.jpg8c01ba994fb6t.jpg



Рекомендуемые комментарии

да. нащет разницы между новыми и старыми pro 4aa

 

у старых провод чуть толще)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А к чему подключали-то? (или я не заметил описания тракта)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А к чему подключали-то? (или я не заметил описания тракта)

 

Да в общем, ко многому. В основном, самодельній ЦАП на 2705 + различные усилители, как старые, так и поновее. Иногда среднебюджетные звуковые карты. Иногда (не у себя) на различных других сборках. С ув.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупый редактор не позволяет испрвить в сообщении некорректное написаени "и". Ну, пусть это останется на совести разработчиков нового дизайна сайта, который мне отвратитлен.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пользуясь форумом вы соглашаетесь с нашими Условия использования.