Перейти к содержимому


 

Информация Посмотреть топик с обсуждением

  • Добавлен: 27 Apr 2016 20:43
  • Просмотров: 2424
 


* * * * *
0 Рейтинг

Arkhipov's Laboratory DAC 56. Возвращение.

Обзор посвящен возобновлению пр-ва самого бюджетного ДАКа Лаборатории Архипова в усовершентсованном варианте.

Написано sergar on 27 Apr 2016 20:43

Arkhipov's Laboratory DAC 56. Возвращение.



Изображение


DAC 56 был в свое время первым серийным ЦАПом Лаборатории Архипова. Аппарат несколько раз  совершенствовался и его итоговая версия была растиражирована в достаточно большом количестве. ДАК снискал немало своих поклонников и владельцев, многие из которых пользуются им до сих пор. Даже тогда, звук этого, одного из самых распространённых в эпоху CD,  мультибита, вызывал у многих приятные ностальгические ощущения.
С тех пор прошло немало времени. Наша Лаборатория запустила новое поколение ДАКов с лампово-трансформаторным выходом на таких преобразователях как TDA1541, AD1861, PCM63 и DSD1792. Также увидели свет топовые двухблочные версии ДАКов.
И, как-то так произошло самом собой, что наш старый добрый 56-й ДАК ушел в тень, о нем позабыли и производить его мы перестали, хотя достаточно регулярно клиенты нам напоминали про DAC 56, но было не до него. К тому времени созрели новые технические решения. Делать старую версию 56-го не хотелось, а до новой не доходили руки. Было непонятно, а стоит ли вообще тиражировать ДАК на этом,  для многих морально устаревшем преобразователе.
Переломным моментом стал разговор с одним клиентом, владельцем ДАКа 56, который заказал себе популярный сейчас более высококлассный наш ЦАП в двухблочном исполнении - DAC 63 DUAL.
Я почему-то был уверен, что, приобретя новый 63-й ДАК, который совмещает в себе близкую к современным сигма-дельта преобразователям детальность и при этом имеют музыкальную подачу присущую всем мультибитам, он откажется от более простенького 56-го ДАКа. Но нет, так не произошло. Клиент оставил оба аппарата. На вопрос "почему?" он ответил: "Я слушаю оба ДАКа, но в разные дни недели". Эта фраза просто ввела меня в ступор и не поддавалась логическому объяснению! Рассказчик продолжил: "Новый, 63-й ДАК я использую по выходным, а старый - 56-й - в будние дни по вечерам". И далее он объяснил свою позицию, которая показалась мне достаточно интересной, она дает некоторые ответы на извечный вопрос для чего же мы слушаем музыку, что мы в ней ищем.
Владелец обоих ДАКов мотивировал такую разницу в подходе к прослушиванию тем, что действительно DAC 63 более совершенный, детальный, он дает большое количество музыкальной информации, его нужно слушать внимательно и сосредоточенно, особенно новые композиции можно разбирать собственным слухом словно по винтикам, но так он мог делать только на свежую голову, только отдохнув, в выходные дни. А в будние дни, придя уставшим с работы, вечерами, как нельзя, кстати была подача именно 56-го ДАКа. Да, он уступает в детальности современным преобразователям и ДАКу 63, но как мультибит он строит звуковое полотно очень целостно и музыкально, мы не слышим порезанный на куски и плохо сшитый набор отдельных исполнителей, мы слышим единое произведение. И пусть DAC 56 не даст нам уловить удары пульса и дыхание музыкантов, но так ли это важно при прослушивании? Можем ли мы услышать такую гипер-детальность в концертном зале во время исполнения классической музыки или на стадионе во время рок-концерта? Но мы туда приходим не за этим, а за музыкальными эмоциями и особой атмосферой, что мультибитные преобразователи способны передать более естественно и натурально.
В свое время я провел один эксперимент, многое  мне разъяснивший. У меня есть несколько вариантов всем известного 2-го концерта С. Рахманинова, который композитор исполняет сам в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением дирижера Л. Стоковского. Я сначала послушал диск фирмы RCA серии Red Label. Да, звук был очень чистый после римейстринга, никаких щелчков или шума магнитной ленты, но он какой-то выхолощенный. Потом я  взял оцифровку А. Лихницкого. Тут звук был уже богаче и интереснее. А в заключении я поставил виниловый диск, один из ранних LP фирмы RCA с номером первой тысячи. Звук, конечно, уступал по широте диапазона цифровым носителям, немного мешали щелчки, свойственные винилу, но музыка текла прямо в душу, эмоциональная составляющая произведения была настолько сильна, что временами перехватывало дыхание, я моментально забыл обо всех недостатках записи и просто погрузился в чудесный мир музыки.
Это, по-моему, делал и тот владелец двух ДАКов при прослушивании 56-го.
Да, как мы уже отметили, данный преобразователь уступит как более поздним мультибитам, так и современным преобразователям по ряду показателей, но он передает, скажем так, другую парадигму звука. При прослушивании ДАКа 56 его владельцу важен был не огромный поток музыкальной информации и деталей, которые не дают расслабиться, а музыка как таковая, которая настраивает на отдых и приятные ощущения вечером после трудного дня.
Все это перевесило чашу весов в пользу возобновления производства ДАКа 56. И хоть преобразователь в нем и достаточно старой разработки, но он морально не устарел. Кто-то сможет  услышать в нем любимый и узнаваемый звуковой почерк из эпохи CD, кто-то вообще первый раз сможет узнать как звучит мультибитный преобразователь в принципе. Да-да, я не ошибся, время бежит и уже выросло целое поколение, которое ничего кроме сигма-дельта преобразователей и не слушало. Плохо это или хорошо, данный вопрос мы не будем обсуждать, но должна быть альтернатива, нужно все-таки знать какова та самая, иная парадигма звука, которую передают нам мультибитные ЦАПы.
Ну и последнее. DAC 56 снова будет самым бюджетным ДАКом Лаборатории Архипова, что также немаловажно при современном экономическом кризисе. Мы намеренно решили не устанавливать в него современные USB/Ethernet интерфейсы чтобы не удорожать конечное решение, а ограничились, как и в прошлом - SP/DIFом. Сейчас на рынке есть масса USB-SP/DIF конвертеров, можно подключать любой. Также кто-то может быть захочет использовать в качестве источника медиаплеер или классический CD-транспорт.
Но все же ДАК претерпел изменения. Иначе и не могло быть. Время вносит свои коррективы. Прежде всего в нем установлен современный приемник цифрового сигнала Asahi Kasei AK4113VF (24/196). Ставить морально устаревшие приемники DIR или PCM, способные воспроизводить не все современные хай-рез записи было бы неправильно.
Также была усовершенствована схема, улучшена комплектация. ДАК будет производиться в нашем новом корпусе.
Мы не пытаемся сделать из возвращения ДАКа 56 громкое событие, но надеемся, что он займет свою нишу среди ЦАПов.
Приглашаем всех заинтересовавшихся к прослушиванию!
Powered by Tutorials 1.3.3 © 2017, by Michael McCune

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru