Перейти к содержимому


 

 

Информация Посмотреть топик с обсуждением

  • Добавлен: 05 Oct 2015 21:25
  • дата обновления: 28 Jun 2016 12:23
  • Просмотров: 4345
 


* * * * *
3 Рейтинг

Ламповый усилитель для изодинамики (6SL7 WGT Sylvania, 2A3-T Mark II Psvane) от victorvvo

Вариант усиления, полностью раскрывающий звучание LCD-3

Написано Rutger on 05 Oct 2015 21:25
1. Вступление:

Путь к идеальному усилению для LCD у меня был двоякий. С одной стороны, точно знал, что хочется получить в конечном итоге, с другой, достижение цели было не быстрым.

Первым усилителем для LCD-2 (на тот момент) был Violectric HPA V200. Как компактный и недорогой вариант, с хорошим запасом по мощности, полностью хватающей для "раскачивания" LCD-2/3, с  балансными и не балансными входами, а также с возможностью изменения импеданса для каждого канала, данный усилитель - замечательный вариант, но все же начального уровня. По звуку - достаточно сухой и аналитичный (что особенно было слышно в прямом сравнении с Beta22).

Далее была не балансная, двух-канальная Beta22. По звуку, в сравнении с Виолектриком, явно было слышно увеличении сцены и разрешающей способности. Звук стал более обширным, улучшились тембра во всем диапазоне и, можно сказать, что появилась этакая приятная "ламповая мягкость".

В целом на Beta22 можно было бы и остановиться наверное (даже на не балансном варианте), но далее 2-ки были заменены на 3-ки и хотелось получить бескомпромиссный вариант усиления, полностью раскрывающий звучание данных наушников на моем тракте и на моих музыкальных жанрах (старый английский/американский рок 60-х - 70 -х + классический металл 80-х - 90 х). Также, в какой то степени, усилитель проектировался именно для LCD-3.

В итоге списались с Виктором, обсудили детали, далее, в течении месяца шел процесс согласования (в основном из-за огромного числа моих вопросов, так как хотелось все досконально понять). И, вот недавно, усилитель приехал ко мне.

2. Схемотехнические особенности:

Исходя из начальных требований высокого разрешения, музыкальности, пластичности звучания и более чем достаточной выходной мощности, был выбран вариант на прямонакальных триодах 2А3.

Общая схемотехника выглядит следующим образом: двухтактный усилитель, с трансформаторным входом и выходом, с выходным каскадом, работающем в "чистом" классе А, без общей петли ООС. Два каскада усиления, входной каскад на двойном триоде 6SL7 (американские NOS лампы), выходной каскад на прямонакальные триодах 2А3 (Psvane 2A3-T Mark II).
В будущем, можно использовать как текущие типы ламп, так и аналоги (в частности, Российские, как новые 2A3, так и старые 2С4, входные -  6SL7, 6113, 6188, CV1985, CV3985, VT229, 6SU7, 6N9P  и наши 6Н9С).

В усилителе используются следующие комплектующие: трансформаторы: Hammond (питание), Lundahl (выходные), Jensen (входные). Регулятор уровня и переключатель входов - GoldPoint.
Конденсаторы питания и межкаскадные - Jensen, шунтирующие - Panasonic, Solen Fast. Резисторы - Panasonic, Vishay-Dale. Межкаскадные конденсаторы Jensen PIO copper foil in oil,  конденсаторы фильтра питания - Jensen, вспомогательные конденсаторы - Panasonic и Solen. Монтаж сигнальных цепей - моножила медь и серебро в тефлоновой трубке, питание и накал - медь в тефлоне (Belden).

Основные технические характеристики:

Входное сопротивление >= 12 кОм
Выходное сопротивление =< 1.5 Ом
Минимально допустимое сопротивление нагрузки - 4 Ом
Номинальный диапазон подключаемых нагрузок - 8 Ом....1 кОм
Максимальное выходное напряжение на нагрузке 100 Ом >= 10 В (RMS)
Максимальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом >= 8 Вт (RMS) (на канал)
Полоса пропускания в режиме "большого" сигнала (Сопротивление нагрузки = 8 Ом, уровень выходного напряжения = 0.707 от максимального) не уже - 16 Гц.....22 кГц при неравномерности не более 1 dB
Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц, измеренный в режиме "большого" сигнала (см выше) =<0.5%
Уровень шумов и помех на выходе усилителя, при закороченном входе и при подключении к питающей сети через регенератор с заземлением =< 20uV
Расчетная потребляемая мощность - не более 170 Вт.
В ближайшем будущем на сайте Виктора должно появиться подробное техническое описание данного усилителя, в частности, со схемой.

3. Внешний вид:

Усилитель двух-блочный, масса каждого блока ~ 12 кг. В качестве корпусов используются серийные стальные шасси от Hammond. Цвет шасси - черный матовый, цвет окантовки - темно-коричневый. Размеры обоих корпусов -  425х225х250мм. Корпуса конечно же, до нельзя строгие и "брутальные", но в живую смотрятся очень даже ничего, несмотря на то, что с WooAudio нет ничего общего. :)

Расположение элементов блока усиления: передняя панель - 2 разъема 6.3mm (Neutrik Pro), разъем Neutrik XLR 4-pin, 2 разъема Neutrik 3-pin для балансного подключения наушников (с точки зрения универсальности подключения, реализованы все 3 типа). Переключатель входов (XLR/ RCA_1/RCA_2), ручка регулировки громкости (GoldPoint (USA) на дискретных резисторах, 24-х шаговый).

Задняя панель - входные разъемы (балансные - 3-pin XLR и два комплекта не балансных RCA (CNC - Gold). 2 микротумблера (высококачественные сигнальные микротумблеры TE (Tyco)) отвечают за переключение "наушники/акустика" и за коммутацию подключение нагрузки (также, выравнивание АЧХ усилителя до заявленных в спецификации цифр, в случае подключения наушников с высоким сопротивлением). Также добавлены зажимные терминалы (2-way ConneX binding posts) для подключения акустики. Разъем Neutrik PowerConn для подключения кабеля от источника питания (в соединительном проводе применены  8-ми контактные разъемы Neutrik Pro, с фиксирующей защелкой). Панельки для ламп – керамические и тефлоновые, с цанговыми позолоченными контактами.

Красные разъемы - гнезда с задней части (и черный сверху ближе к передней панели) - вывод  "контрольных" точек. Также, измеряя напряжение ними для обоих каналов, можно оценить состояние и правильность работы ламп выходного каскада.

Расположение элементов блока питания: передняя панель - кнопка включения (черная с синим светодиодом :)), задняя панель - разъем IEC (Furutech), предохранитель для подключения сети 220V, разъем Neutrik PowerConn для подключения кабеля питания.
Внешние радиаторы в верхней части блока питания применены для большей надежности и для более легкого теплового режима в случае многочасовой непрерывной работы.

4. Звучание:

Я не очень большой мастер описывать звучание того или иного компонента системы (точнее, правильнее будет сказать - описывать звучание системы в целом с этим новым компонентом), поэтому опишу впечатления о звуке своими словами, без применения большого количества технических терминов.

Усилитель еще не полностью прогрет, тем не менее общая картина сформировались достаточно ясно. Если говорить об общих впечатлениях, то звук очень чистый, очень объемный и чрезвычайно детальный.

Во-первых - появилось желание переслушать всю коллекцию заново. На данный момент, послушал с  десяток записей, в каждой нахожу все новые и новые нюансы звучания, чего не слышал/не обращал внимания ранее.

Хочется обратить внимание на вокал. С одной стороны он стал более выразительным при переходе с 2-к на 3-ки. С данным же усилителем вокал приобрел, так скажем свою индивидуальную неповторимость для каждого исполнителя. Если при прослушивании с Beta22 вокал был с небольшим налетом искусственности, то с данным усилителем вокал раскрывается в полную силу. К примеру, у Марка Нопфлера слышны придыхания в голосе, у Роберта Планта - перевод дыхания, у Удо Диркшнайдера - хрипотца в голосе стала просто очаровательной :)

Сильно расширилась сцена. Не верьте тем, кто говорит, что кабель расширяет сцену, вот усилитель, это да, он действительно расширяет! :)

Очень сильная детализация звука, слышны абсолютно все инструменты, до нюансов слышны как нарастания, так и затухания, что особо четко проявляется в "неровных" композициях. Все это особенно четко слышно на прогрессив роке типа Electric Light Orchestra или King Crimson.

Тембра очень естественные, никаких изъянов или искусственности не наблюдается. При прослушивание классических медленных композиций Procol Harum, Barclay James Harvest, Eagles или Foreigner не скажу, что "слезы на глаза наворачиваются", но близко, близко...

Бас плотный, собранный, глубокий и четкий, его ни много и не мало, а столько сколько нужно в каждой записи, что отчетливо слышно на металле. Judas Priest или Accept бесподобны.

Расписывать по НЧ, СЧ, ВЧ особо не буду - все натурально и естественно. Ну, может скажу то, что наконец то на Royal Hunt я услышал действительно натурально звучащие хай-теты, без "цикания".

На некоторых записях иногда возникает ощущение, что еще чего то не хватает, но, как мне кажется с прогревом это должно уйти. Пару таких моментов заметил на Moody Blues в частности и на Still Life, возможно потому, что данные записи мне знакомы лучше всего.

На данный момент, в целом, звук меня полностью устраивает. Возможно далее, в результате более долгого и вдумчивого прослушивания и появятся некоторые нюансы, в плане того, что хотелось бы еще улучшить, но вот что-то мне подсказывает, что проблема будет уже не в усилителе, а в других компонентах тракта.

По мере прогрева, насколько понимаю, тональный баланс будет несколько "темнеть", а разрешающая способность улучшаться.

Кстати, еще очень интересная информация по поводу уровня громкости данного усилителя (процитирую Виктора):

"Этот усилитель, как и многие усилители без общей ООС, ограничивает выходной сигнал при перегрузке очень "мягко", практически незаметно. Поэтому иногда у неподготовленного слушателя появляется соблазн "выкрутить" уровень громкости посильнее. Понимание того, что прослушивание происходит на чрезвычайно высокой громкости приходит после того, как наушники сняты..."

Изначально не обратил на этот момент особого внимания внимания, но потом понял, что это действительно так, в наушниках на большой громкости вроде и можно слушать, но вот снимаешь их и понимаешь, что оглох. Слушаю обычно на 4-5 клике регулятора громкости от нуля. Понятное дело, что мощность и громкость - немного разные вещи... Тем не менее...

И еще немного полезной информации:

Насчет коэффициента усиления данного усилителя: Ku = Uвых/Uвх.  Uвых = 10V, Uвх = 1V. Ku=10. В самом общем случае этот параметр интересен, но не очень важен. Например, Ku=18. Это может означать, что при входном напряжении 0.5V напряжение на выходе составит 9V. Но это совершенно не означает того, что при входном напряжении 1V напряжение на выходе составит 18V. Максимальное выходное напряжение может ограничиваться конструктивными особенностями.


5. Заключение:

Во-первых - хочется сказать больше спасибо Виктору за данный усилитель! А также за терпеливые ответы на мои многочисленные вопросы. :) Устройство получилось замечательное, также, на выходе я получил именно то, что и хотел изначально.

Не буду категорично утверждать, что это мой последний усилитель, но пока все свои желания в плане качественного усиления были полностью удовлетворены.

Ну, и под конец, фото:

Прикрепленные изображения

  • AMP_front_01.jpg
  • DSC_2447.JPG
  • DSC_2445.JPG
  • DSC_2444.JPG
  • DSC_2443.JPG
  • DSC_2442.JPG
  • DSC_244155.jpg
  • PS_back_04.jpg
  • PS_back_03.jpg
  • AMP_testing_01.jpg
  • AMP_back_01 (1).jpg
  • AMP_back_03.jpg
  • PS_back_02.jpg
  • PS_front_02.jpg
  • AMP_back_02.jpg
Powered by Tutorials 1.3.3 © 2018, by Michael McCune
Изображение
Беспроводные наушники в магазине Dr.Head.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru