Перейти к содержимому


 

Информация Посмотреть топик с обсуждением

  • Добавлен: 26 Apr 2015 14:49
  • дата обновления: 30 Apr 2017 11:39
  • Просмотров: 4152
 


* * * * *
6 Рейтинг

Современные цифровые платы для подключения ДАКов: USB vs NMR (ABC-PCB Edel, ныне - engineered SA)

Современные цифровые платы для подключения ДАКов: Edel USB vs Edel NMR на примере Arkhipov's Laboratory DAC 63 DUAL
(после ребрендинга фирмы-производителя ABC-PCB в engineered SA сейчас платы называются - USB stereo playback interface и NMR media renderer interface)

Написано sergar on 26 Apr 2015 14:49
Изображение

Трудно представить любой современный ДАК без современных цифровых интерфейсов. Конечно, еще не собирается сдавать свои позиции дедушка среди цифровых подключений SP\DIF, разработанный совместно компаниями Sony и Philips более трех десятилетий назад, но уже очевидно, что не он правит балом. Среди аудиофилов с каждым годом остается  все меньше тех, кто имея огромную коллекцию CD-дисков, использует для подключения ДАКа по SP/DIF какой-нибудь Hi End СD-транспорт с прецизионной механикой, наподобие, СEC TL-0.
Конечно же, SP/DIF еще устанавливается в разнообразных медиаплеерах, USB-конвертерах и прочих подобных устройствах, так что читать эпитафию данному интерфейсу мы не будем до поры до времени.
Речь не об этом.  Прогресс не остановить, цифровой звук из CD-дисков плавно перекочевал в компьютеры и уже уходят в забытие времена царства формата mp3 и плеера Winamp. C ростом дисковых массивов в компьютерах и гаджетах нужда в ужатой музыке в  lossy форматах постепенно отпадает и место их заменяет качественный цифровой lossless контент. Как бы там ни было, компьютер в стационарных и портативных ипостасях уже почти два десятилетия стал местом хранения цифровых данных (в т.ч. и музыки),  но всем очевидно, что как средство воспроизведения звука требовательному аудиофилу с развитым музыкальным вкусом подобные устройства не подходят. Сама собой сформировалась идея использовать компьютер просто как источник или хранилище качественного цифрового звука, извлекать который и преобразовывать нужно при помощи внешнего ДАКа со специализированным интерфейсом, которым явно будет не SP/DIF.

Первым претендентом, конечно же стала шина USB.  При всех своих достоинствах в виде скорости передачи данных, универсальности, USB несет в себе и ряд недостатков.  Кроме сигнальной функции, USB имеет питающую шину 5 вольт, по которой от импульсных блоков питания компьютеров передаётся большое количество помех. Эту проблему удалось частично решить с появлением т.н. "асинхронных USB интерфейсов", внутри которых гальваническая развязка не позволяет проникать "грязному" питанию, поступающему из компьютера,  в процессор платы, его заменяет "чистое", стабилизированное внешнее питание. Но это решает проблему не полностью. Все равно сигнал подвержен влиянию цифровых помех на пути к асинхронной плате  в соединяющем кабеле (производители USB кабелей применяют разные способы борьбы с цифровыми помехами: начиная от изоляции сигнальных шин и заканчивая полным физическим разделением питающих и сигнальных цепей USB). Также очень много зависит от реализации USB-шины на самой материнской плате. Многие, наверное, сталкивались с тем,  что дешевый нетбук уступает по качеству как источник  для USB звука дорогому брендовому стационарному компьютеру. Кроме того, пышным цветом расцвели разные азиатские фирмы (например, многим известный SOtM), которые делают качественные внешние, заточенные под звук, USB контроллеры (и не только), помогающие преодолеть описанные выше недостатки.

Итак, на сегодняшний день существует большой выбор асинхронных USB плат, таких как Edel USB (от ABC-PCB; сейчас - engineered SA),
Bolero (от Energy Audio), WaveIO (от Luckit) и масса других подобных решений, основанных на популярных процессорах XMOS и Сmedia.

Но, повторимся, прогресс не стоит на одном месте. USB аудио, пробыв лидером в передаче цифрового звука какое-то время, судя по всему уступает место новым цифровым устройствам - аудио рендерерам или готовым сетевым проигрывателям-стриммерам.

Изображение

Принцип работы подобных плат (или законченных устройств), в общих чертах, следующий: файловый музыкальный архив как правило  хранится на  домашнем сервере (NAS) или домашнем компьютере, с активированной серверной функцией ("Домашний медиа сервер" ) поддержки обмена данными по протоколам UPnP  и DLNA. Музыка, также как и в случае с асинхронным USB, пакетами передается по кабелю, только на сей раз через проводную компьютерную сеть по технологии Ethernet  (или беcпродную -  Wi-Fi) на плату-рендер, распаковывается, тактируется генератором мастерклока. Всё вроде также, как и в USB аудио. Главное отличие -  в удобстве использования (не нужно сидеть за компьютером и выбирать на программном плеере треки для прослушивания. Его заменяет смартфон или планшет, выступающий в качестве пульта. Более того, как выше было упомянуто, компьютер вообще можно не использовать, его с лихвой заменяют популярные NAS-хранилища, такие как Synology или QNAP (1-2 дисковые модели которых стоят сравнтиельно недорого).  Но еще одним большим достоинством данного подключения служит то, что по Ethernet  передается только сигнальная информация, нет никакого наводящего помехи питания.

Но это всё теория. Оставалось проверить это на практике.

И вот, по инициативе одного уважаемого клиента, Лаборатория Архипова провела небольшое сравнение, рассчитанное на обычных пользователей, без особых знаний о нюансах технологии USB, Ethernet и соответствующей настройке компьютера. Для чистоты эксперимента были выбраны две платы одной фирмы ABC-PCB (после ребрендинга - engineered SA) - Edel USB (USB stereo playback interface) и рендерер Edel NMR (NMR media renderer interface).

Изображение

Обе платы были установлены в одно устройство - DAC 63 DUAL особой модификации.  Их обслуживает один блок питания с раздельными трансформаторами для цифровой и аналоговых частей и ламповым выпрямителем. Каждая плата имеет свое отдельное стабилизированное питание. При работе одной платы, вторая обесточивается (тем самым наводки друг на друга исключаются). Обе платы обработанный сигнал пускают по шине i2s на микросхемы-преобразователи ДАКа PCM63, а те,  в свою очередь,  на аналоговый выход ДАКа, состоящий из миниатюрных аморфных трансформаторов и радиолампы. Мы можем подвести резюме:  платы Edel были поставлены в равные спортивные условия и ни одна из них не имела преимуществ перед соседней.
Соревнование провести было не сложно. Несколько тестовых треков были закачаны на ноутбук Lenovo с Windows 7 (с предварительно установленной последней версией драйверов производителя, использовался программный плеер - Foobar2000). К ноутбуку по USB кабелю Oyaide подключалась плата Edel USB. Та же музыка присутствовала на хоум-сервере Synology, который через маршрутизатор ZyXel Keenetic Ultra обычными патч-кордами соединялся со второй платой Edel NMR. Мы просто щелкали пару треков с одного Edel на другой и обратно.

Выше было сказано, что более перспективное подключение через Ethernet в теории должно дать лучшее качество звука, чем USB аудио, учитывая то, что мы использовали обыкновенный ноутбук с обыкновенными портами USB безо всяких ухищрений, но мы не предполагали насколько сильным будет отрыв.
Edel NMR отрабатывал композиции просто на порядок лучше. Это разница не просто на уровне музыкальных нюансов, послезвучий и обертонов. Разница настолько ошеломляющая, что мы долго не могли поверить, насколько прибавил в звуке наш ДАК с новым подключением. Звук стал чище, с лучшей проработкой макро- микро деталей, середина приобрела приятную выразительность, бас упругость, верхний диапазон хорошую информативность без излишней акцентировки. Конечно же, если при подключении USB использовать контроллеры  наподобие упомянутых SOtM, более топовый USB кабель с хорошо изолированными сигнальными жилами, то общий уровень получаемого с платы Edel USB сигнала можно было сильно подтянуть (в комментариях пользователи пишут что "прокчанный" компьютер с USB Edel особо не отличался по звуку от NMR). А стоит ли это таких вложений и хлопот? Ответит за нас время, мне кажется.  


Подключения через SP/DIF уходят в прошлое вместе с теми устройствами, в которых они были реализованы. В современных плеерах-конвертерах SP/DIF конечно же встречается, но нужны ли нам лишние манипуляции и преобразования звука (особенно в случае оптической версии SP/DIF - Toslink)? USB Audio многим хорош, но привязывает нас к компьютеру как рабочему месту, откуда мы управляем музыкальным контентом хотя бы вследствие того, что длина USB кабеля имеет существенные ограничения и не получиться компьютер-источник (и себя, как оператора) сильно удалить от аудиосистемы когда это удобно. К плюсам связки USB Аудио и компьютера все же стоит отнести большую гибкость в подборе программных плееров и кодеков для воспроизведения самых новейших музыкальных форматов.

Ethernet и платы-рендереры не ограничивают нас расстояниями. ДАК и аудиосистема может находится на много десятков метров от домашнего сервера-хранилища контента. Кроме того, к одному и тому же хранилищу может быть одновременно подключено несколько аудио (да и видео) систем, локализованных в разных комнатах квартиры. Для управления  всем этим " умным аудио домом" достаточно смартфона или планшета. Что-то мне подсказывает, что расслабленное прослушивание музыки с Айпэдом в руках в объятиях кожаного кресла или дивана в другой комнате победит сосредоточенный серфинг курсором по трекам перед компьютером или ноутбуком рядом с аудиосистемой.
Плюс удобство инсталляции и запуска устройства на основе NMR "из коробки" с получением сразу выского качества звука является тоже сильным аргументом "за" для рядового пользователя.

Изображение

Конечно же, не честно было бы обойти недостатки плат-рендереров. Основной минус - зависимость от возможностей прошивки. Если она не будет поддерживать какую-то последнюю версию формата ALAC, то тут кодеки уже особо никуда не добавить, остается только ждать новой прошивки от производителя.

Однако, все-таки, удобство и неприхотливость передачи звука через Ethernet (Wi-Fi) должна в будущем победить USB  аудио с его дорогостоящими специализированными контроллерами, кабелями и сложной для многих настройкой компьютера.
Но, как говорит советская киноклассика: "Поживем - увидим".
Powered by Tutorials 1.3.3 © 2017, by Michael McCune

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru